Премьера «Выше неба» 2021 на канале «ТВ Центр». Смотрите 18 декабря, в 01:50.
Сюжет и описание фильма
Речь в картине идет об обычной семье: мать, отец — талантливый художник-мультипликатор, две взрослые дочери. Внешне здесь вроде царит любовь и понимание. Но при ближайшем знакомстве с персонажами выясняется, что между супругами давно угасли чувства, включая сексуальное влечение. Да и отношения родителей и детей построены на манипуляциях и обмане.
Сюжет строится следующим образом. Семейство едет на отдых в санаторий, в котором уже обосновались знакомые и друзья. Младшая дочь Саша (Таисия Вилкова) с трехлетнего возраста больна пороком сердца и жизнь всех домочадцев строится вокруг ее состояния и режима. Мама (Виктория Толстоганова), словно наседка, контролирует каждый шаг девочки, не разрешая ей купаться, ходить в той обуви, в какой она хочет – по сути не позволяя ей жить и дышать…
У папы (Алексей Агранович) тоскливый, затравленный взгляд. Как и любому мужчине, ему надоедает вечное кудахтанье жены. Ему — творческому человеку, тоже тут не хватает воздуха. Но разве муж может куда-то сбежать, если жена так хлопочет и переживает, а дочь тяжело больна? Вот и остается не старому еще мужчине украдкой поглядывать на соседскую разбитную девчонку Риту (неожиданная Дарья Жовнер, открытая Кантемиром Балаговым в «Тесноте»), у которой такие манкие губы, такие порочные глаза и такая уже сформировавшаяся фигура…
Родители уезжают по делам домой, а девчонки, предоставленные себе, тут же организовывают нескучный досуг. Тут и подготовка к концерту, ибо все играют на инструментах, и поиски приворотного цветка папоротника в одном белье, и, конечно, ночи с мальчиками… Все это происходит на фоне трагедии – в пруду находят труп мужчины-соседа, и среди подозреваемых его сын Миша, в которого уже успела влюбиться Саша. Тугой узел сложных взаимоотношений, неразрешенных проблем… Кажется, все это обернется большой бедой… Или долгожданным освобождением?
Виктория Толстоганова впечатляюще играет домашнего тирана. Женщина, больше всего боящаяся потерять мужа, удерживающая его ложью, манипуляциями и всякими хитрыми и подлыми придумками, выглядит порой жалкой, но сочувствия при этом не вызвает. Есть в фильме две сцены, которые ярко это иллюстрируют. Зная об увлечении супруга Ритой и предполагая, что та поразит на дне рождения ее благоверного музыкальным сюрпризом, героиня опережает юную соперницу и вскарабкивается на сцену сама. То, с каким надрывом, фальшиво и почти истерично она исполняет песню «Всегда быть рядом не могут люди», вызывает неловкость у всех, а больше всего у именинника. Почти на той же нервной ноте снята и эротическая сцена. Надев новое кружевное белье, героиня почти выпрашивает у мужа ласку, а когда он не поддается, просто силком укладывает его в постель. Эмоциональная усталость, любовное выгорание… — как они дошли до жизни такой?
Виктория Толстоганова признается, что Оксана Карас долго сомневалась, стоит ли утверждать семейную пару на роль мужа и жены, однако самой актрисе играть интим с близким человеком было легко. Та тихая, почти безумная улыбка, с которой встречает свое моральное поражение героиня в финале фильма, заставляет вспомнить о сериале «Палач». Там героиня Толстогановой тоже была уверена в своей правоте, хоть и совершала ужасные поступки. Любопытно, что и еще в одном свежем проекте – «Грозе» Григория Константинопольского — актриса играет нечто подобное – деспотичную лицемерку Кабаниху. Почему вдруг сразу несколько режиссеров увидели в Толстогановой разрушительный потенциал, непонятно, но Виктория справляется с подобным амплуа с честью.
Отрадно наблюдать и за появлениями (теперь уже, надеюсь, регулярными) на экране режиссера Алексея Аграновича. Внешне фактурный, с глазами, полными тоски и тщательно скрываемой боли, он уже произвел впечатление на зрителя в фильме «Юморист». В картине «Выше неба» Алексею удается показать человека, переживающего кризис среднего возраста, мужчину, разлюбившего жену, но еще боящегося полюбить кого-то другого.
Справились со своими ролями и молодые актеры. Полина Виторган (отважная девушка, легко обнажающаяся перед камерой), Таисия Вилкова, Филипп Авдеев, Дарья Жовнер насытили фильм тестостероном, эстрогеном и феромонами. Ну а что по сути движет поступками в юности? Всеми этими влюбленностями, желаниями взлететь выше неба? Конечно, гормоны. Только почему об этом забывают взрослые? Почему не помнят себя в эти годы? Почему считают себя вправе вторгаться в природные процессы, ломают, рушат, надевают кандалы?
Для Оксаны Карас, которая снимала фильм будучи беременной третьим ребенком, «Выше неба» получилось очень личным высказыванием. У режиссера болезненные отношения с собственной матерью, и она, «обжегшись на молоке», считает в свою очередь себя слишком уж демократичной мамой. Оксана, конечно, является ярким олицетворением тех гендерных изменений, которые претерпевает в последнее время общество (снимать кино, не отвлекаясь на декретный отпуск?! До недавнего времени о таком и подумать нельзя было!), но с другой стороны, то, о чем она говорит, значительнее и больше узкой феминистской повестки. Карас интересуют не тренды, а живые люди.